7 апр. 2012 г.

Условия, облегчающие и усложняющие работу

Общие сведения

На успешность работы влияют:
  1. взаимоотношения собаки и дрессировщика;
  2. состояние собаки;
  3. условия окружающей среды.

1. Взаимоотношения собаки и дрессировщика.

Дрессировщику необходимо прежде всего учитывать физическое здоровье и психическое состояние собаки. В первом случае поведение собаки вызывается обычно следующими причинами:
  1. неумелое и грубое обращение дрессировщика;
  2. несоразмерная с характером собаки дача сильных раздражителей, вызывающих страх у собаки; 
  3. влияние погоды;
  4. передрессировка;
  5. физическая усталость собаки.

2. Во втором случае поведение обуславливается:

  1. наступлением течки (как для кобелей, так и для сук, но для последних в меньшей мере);
  2. чрезмерным одомашниванием строевой собаки, действующим на нее отрицательно.
Кроме того, условия содержания, план занятий и порядок их проведения должны предупреждать возможность вредного влияния на состояние собаки.

3. Условия окружающей среды.

Лучшим временем для работы является раннее утро: чистый воздух, отсутствие отвлечений и свежесть сил собаки – все это способствует успешности работы. Летняя жара изнуряюще действует на собаку, в связи с чем и надлежит начинать тренировку рано утром или под вечер, переходя затем на занятия при более жаркой погоде. Собаки акклиматизированные, с организмом, приспособленным к переносу жары, могут ставиться в более затруднительные условия работы.

Факторы влияния

Ветер.

Особое значение он имеет при работе собаки по следу или по «усилителю». Ветры должны быть рассматриваемы по: 1) направлению; 2) характеру; 3) силе. По направлению ветер бывает: попутный, встречный, боковой и угловой. По характеру: благоприятный (южный и западный) и неблагоприятный (северный и восточный – в зимний период). Для сохранения следа чрезвычайно важное значение имеет сила ветра: чем слабее ветер, тем лучше удерживается запах (молекулы запаха) на следе и наоборот.
Следовую работу больше всего затрудняет боковой ветер: он отводит молекулы запаха со следа под углом в сторону, что заставляет собаку отклоняться, иногда очень значительно, от правильного направления, резать углы, забегать вперед и делать проскачки. Ориентировка в данном случае для собаки трудна, так как ее внимание отвлекается молекулами запаха, рассеивающимися в воздухе, что и сбивает собаку с правильного направления. При встречном ветре (особенно на коротких следах) молекулы, идя по воздуху навстречу носу собаки, заставляют собаку прибегать к верхнему чутью, что усложняет работу и сбивает собаку со следа. Попутный ветер уносит вперед весь запах, находящийся в воздухе, оставляя его исключительно на самом следу (почве). Легкий попутный ветер является наиболее удачным для работы по чутью – он заставляет собаку пользоваться исключительно нижним чутьем.


Характер местности

Ровная местность облегчает работу собаки; сильно пересеченная – осложняет ее. Близость озера или реки освежает атмосферу и также облегчает работу. Мелкие кустарники развивают у собаки активность в поиске. Сильно изменяющийся рельеф и характер местности полезен, он вызывает и развивает активность поиска, но должен быть вводим лишь после работы по сравнительно ровной местности.
Перемена места работы при тренировке необходима, ибо смена впечатлений вызывает большую заинтересованность, а следовательно, и более энергичную работу. Населенность местности и движение по ней являются отвлечениями внешнего мира, соответственно чему дрессировщик в данном отношении и строит свою работу (см. отвлечения).


Отвлечения

Голод, половой инстинкт, боль, шум толпы, железная дорога, выстрел, шум ветра, лучей прожектора т.п.

Борьба с отвлечениями физиологического характера безусловно значительно труднее, чем с от влечениями общего порядка, так как они являются непосредственными раздражителями, вызывающими сильнейшие врожденные реакции, а по тому и требуют более сильных заглушителей с большим количеством повторений. Вначале начинают вводить отвлечения общего порядка, переходя от слабых к более сильным, строя дрессировку с таким расчетом, чтобы влияние дрессировщика было сильнее идущих отвлечений. После приучения собаки к работе при отвлечениях общего порядка начинают понемногу вводить отвлечения физиологического характера (занимаются с недокормленной собакой, в жару), и т. д.
Наконец должна быть учтена сила раздражителя. При разработке приема надо подумать, какие раздражители и в какой мере следует дать, чтобы собака, хотя бы в начальной примитивной форме, выполнила требуемое действие. Если данный раздражитель не вызывает желаемой реакции, дается более сильный раздражитель. Например, если собака не прыгает через барьер, где возбудителем прыжка был разбег дрессировщика, то дрессировщик, уходя от сидящей собаки на другую сторону барьера, зовет ее, вызывая инстинктивное следование собаки за хозяином. Если и этого недостаточно, то для злобной собаки прыжок может быть вы зван натравливанием собаки на помощника, возбуждающего собаку на другой стороне барьера, или на переброшенную через барьер кость.